Контактные линзы - lornet.su

Лорнет.SU   Контактные линзы     т. 8-(964)-320-22-00



Я ищу:

Статьи


Контактные линзы и средства ухода в 2006 году

Мировой рынок контактных линз продолжают контролировать четыре крупнейшие компании. По данным журнала Contact Lens Spectrum (№1, 2007), в минувшем году доля компании Johnson & Johnson в объеме продаж контактных линз во всем мире (в денежном выражении) составляла 42%, компании CIBA Vision – 22%, компании CooperVision – 17%, компании Bausch & Lomb – 16,5%.

В 2006 году компания Johnson & Johnson начала продажи в России однодневных линз с увлажняющим компонентом 1-Day Acuvue Moist, а в конце года – и новых силикон-гидрогелевых линз Acuvue Oasys.  Осенью 2006 года линзы Acuvue Oasys были отмечены как лучшее достижение года в области контактных линз на крупнейшей международной выставке Silmo-2006 в Париже. Все силикон-гидрогелевые линзы Johnson & Johnson, а также однодневные линзы 1-Day Acuvue Moist входят в серию Ultra Comfort, которую компания активно развивает. Две последние линзы компании, предложенные на российском рынке, 1-Day Acuvue Moist и Acuvue Oasys, в первую очередь рекомендуются пользователям линзами других типов, жалующимся на дискомфорт и ощущение сухости при ношении своих привычных линз.

Событием стало открытие Института Johnson & Johnson в Праге. Институт в Праге – современный образовательный центр, где врачи-офтальмологи из разных стран Европы получили возможность совершенствовать свои знания. В 2006 году Прагу посетили сотни специалистов из России; образовательная программа будет продолжена и в 2007 году. Еще два подобных региональных Центра действуют в США и Корее.

Компания CIBA Vision в 2006 году отметила 10летний юбилей Focus Dailies, самой продаваемой контактной линзы в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. За прошедшие годы Focus Dailies стала целым семейством однодневных линз, единственным в мире в своем классе, включающим линзы для коррекции миопии, гиперметропии, астигматизма и пресбиопии. Недавно изменения претерпел материал линзы: теперь в нем значительно увеличено содержание увлажняющего агента. В минувшем году компания предложила и свою первую цветную однодневную линзу FreshLook One-Day, объединившую лучшие качества линз Dailies и признанного лидера на рынке цветных контактных линз, серии FreshLook.

В ближайшее время произойдет унификация названий силикон-гидрогелевых линз CIBA Vision: будет образована серия AirOptix. Линзы O2Optix будут переименованы в AirOptix, Night&Day станут AirOptix Night&Day, O2Optix for Astigmatism превратятся в AirOptix Toric. Компания также объявила о планах выпуска линз AirOptix Individual – точеной силикон-гидрогелевой линзы с рефракцией от +20D до -20D.

Для компании CooperVision главным событием года стала пропаганда на крупнейших выставках и конференциях своей первой силикон-гидрогелевой линзы - Biofinity (Dk/t 160, 48% воды). Пока линза ограниченно доступна в Европе и США, но нет сомнений, что в ближайшее время мы с ней познакомимся и в России. Компания дает понять, что на этом не остановится. Линзы Biofinity рекомендуется предлагать пациентам для пролонгированного и непрерывного ношения как продукт экстра-класса, а в чуть меньшем ценовом диапазоне скоро появится в продаже еще одна силикон-гидрогелевая линза исключительно для дневного ношения.

Пока ведущими сериями линз CooperVision остаются Biomedics, Frequency и Proclear. В этом году была представлена линза Frequency 1-Day, а также семейство биосовместимых линз PC Hydrogel, куда вошли все линзы Proclear, a также линзы Biomedics XC и Frequency XC, повторяющие дизайн своих известных “родителей”, но из биосовместимого материала, содержащего фосфорилхолин. Более того, уже объявлено о выпуске линзы Proclear Multifocal Toric, единственной на сегодня массово выпускаемой мультифокальной торической линзы ежемесячной замены. С января 2007 года семейство PC Hydrogel пополнилось однодневной линзой Proclear 1-Day. Дизайн линзы создан на основе новой асферической оптики с нейтрализацией аберраций, способной обеспечить более высокую остроту зрения для пользователей.

Качество зрения с высоким разрешением стало основой маркетинговой политики Bausch & Lomb в минувшем году. Год назад компания изменила дизайн силикон-гидрогелевых линз PureVision, внеся поправку для компенсации аберраций высших порядков. В ближайшее время будет предложена новая однодневная линза SofLens Daily Disposable, в которой будут реализованы те же оптические принципы. Линзы сделаны из проверенного полимера хилафилкона Б с высокой смачиваемостью и устойчивостью к отложениям. Раствор в блистере (кстати, новой эргономичной формы) с линзой содержит полоксамин, создающий увлажняющий слой вокруг линзы и дополнительно увеличивающий комфортность ее ношения.

Судя по всему, для 4-х крупнейших компаний, производящих контактные линзы, наибольший интерес представляют классы силикон-гидрогелевых линз и однодневных линз. Не исключено, что вскоре одна из упомянутых компаний предложит однодневную силикон-гидрогелевую линзу, которая будет сочетать преимущества схемы ежедневной замены и безопасность силикон-гидрогелей.

В ближайшее время свою силикон-гидрогелевую линзу предложит английская компания Sauflon. Параметры линзы пока неизвестны.

Sauflon выпустил контактную линзу плановой замены Bioclear из биосовместимого материала. По данным Sauflon, эта линза превосходит линзу Proclear в целом, по удобству обращения, по прочности и сравнима с ней по комфортности. При ее производстве используется усовершенствованная технология обработки края, также повышающая комфорт для пользователя.

В течение года в Европе доступна точеная силиконгидрогелевая линза EyeLite-plus (Day & Night) (производится итальянской компанией EyeMed Technologies), предназначенная для ежеквартальной замены.

Примечательным событием стало появление заготовок из силикон-гидрогелевых линз, предлагаемых английской компанией Vista Optics. Заготовки предлагаются лабораториям для изготовления линз методом точения. В течение 2-й половины 2006 года линзы из данного материала эксклюзивно предлагала английская компания Cantor&Nissel. Но, видимо, в ближайшее время заготовки поступят в продажу для остальных лабораторий. Учитывая популярность в нашей стране традиционных линз, возможно, эти заготовки заинтересуют российских производителей.

Интересную новинку в начале 2007 года анонсировала англо-сингапурская компания ClearLab. Были представлены новые однодневные линзы AquaSoft Singles в сверхтонкой (всего 1 мм!) блистерной упаковке. Блистеры для левых и правых линз окрашены в разные цвета. По мнению компании, революционная упаковка способна резко увеличить число пользователей контактными линзами и сделать манипуляции с ними рутинной процедурой. По мнению президента компании Г.Маллиса, многие пациенты регулярно путают левые и правые линзы, поскольку не могут прочитать информацию на упаковке из-за крайне мелкого шрифта. В ближайшие два года в новой упаковке будут предложены сразу несколько однодневных линз из разных материалов.

В начале 2007 года компания 1-800, мировой лидер Интернет торговли контактными линзами (и владелец компании ClearLab), объявила о подписании долгосрочных соглашений о прямых поставках линз с крупнейшими мировыми производителями, Johnson & Johnson, CIBA Vision и CooperVision (а договоренность с Bausch & Lomb уже давно существовала). Несомненно, это обстоятельство обострит конкурентные отношения оптик и «альтернативных источников приобретения контактных линз. Любопытную точку зрения об опасности покупки линз с помощью Интернет высказал вице-президент компании 1-800 по профессиональным вопросам М.Коэн: «Передо мной лежат три одинаковых коробки с линзами. Одна куплена в оптике, вторая в Интернет-магазине, третья – в супермаркете. Все три пациент купил по одному и тому же рецепту. Но компания-производитель утверждает, что только коробка, купленная в оптике – «правильная». Давайте перемешаем коробки. А теперь Вы угадаете «правильную-? Производитель все равно будет утверждать, что «правильная коробка та, что куплена в оптике. Какая? Вам это не напоминает игру в наперсток? От Вас просят угадать то, чего не существует! Не опубликовано ни одной научной работы и нет ни одного клинического исследования, доказывающего «опасность покупки линз в Интернет».

Безопасность, наверное, гораздо больше зависит от пациента. Самостоятельно назначать себе линзы и годами не ходить к врачу– чем это отличается от самолечения любой другой соматической болезни?

«Где бы пациент ни купил линзы по рецепту,– продолжает М.Коэн,– обязанность врача, выписывающего этот рецепт, убедить его в необходимости строгого соблюдения всех правил обращения с линзами и регулярных осмотров-.

В целом, позиция честная. Интернет-магазины все равно будут развиваться. Пациенты не перестанут искать, где дешевле купить контактные линзы.

По словам известного английского оптометриста Ф.Моргана, оптические салоны смогут «защитить себя от демпинговых цен в интернет-магазинах, если будут вести разумную ценовую политику. Когда пациент поймет, что линзы стоят везде примерно одинаково, но в оптике он платит чуть больше за квалифицированный осмотр и свою безопасность, предложения Интернет-магазинов вряд ли будут казаться столь привлекательными.

Всемирно известный профессор Б.Холден (Австралия) считает, что пациент в конце концов покупает в оптике не контактные линзы, а возможность видеть.

Серьезным событием для всей контактной коррекции стало выведение с рынков многофункционального раствора ReNu with MoistureLoc. Как было заявлено, при неправильном использовании этого раствора он не препятствует размножению Fusarium в случае загрязнения контейнера для хранения линз или горлышка флакона. При испарении части водной фазы из раствора, налитого в контейнер, он уменьшает активность в отношении Fusarium. Большинство случаев фузариозного кератита, при которых пациенты пользовались контактными линзами и использовали для их обработки раствор ReNu with MoistureLoc, были выявлены в южных штатах США, а также в странах Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах с влажным и жарким климатом.

Что касается средств ухода в целом, то, по мнению американского журнала Contact Lens Spectrum, для американского рынка еще более заметным событием стала «агрессивная реклама новых средств ухода, разработанных для ухода за силикон-гидрогелевыми линзами, в частности, Opti-Free Express (Alcon) и ряда растворов других компаний, в том числе и выпущенных под частными марками.

Sauflon в 2006 году представил и новый многофункциональный раствор Synergi, разработанный для ухода за силикон-гидрогелевыми линзами (и любыми мягкими контактными линзами вообще). Оставшаяся на линзах использованная в данном растворе синергическая комбинация очищающего, дезинфицирующего и увлажняющего компонентов, запатентованная под торговой маркой Oxypol, распадается в глазу на кислород, соли и воду. В связи с отсутствием консервантов Synergi может применяться и пациентами с повышенной чувствительностью глаз. В упаковку входит специальный антимикробный контейнер с посеребренными стенками. Помимо дополнительного бактерицидного действия, серебро препятствует образованию биопленки на стенках контейнера, увеличивая безопасность ухода за линзами.

Компания Maxima Optics (Великобритания) в 2007 году представит на российском рынке многофункциональный раствор нового поколения MAXIMA Elite с увлажняющим компонентом Aqua Shield, специально предназначенный для силикон-гидрогелевых линз.

В минувшем году наш журнал снова принял участие в изучении тенденций назначения контактных линз. Исследование проводилось английской компанией Eurolens Research по единой схеме в 19 странах.

Жесткие газопроницаемые линзы подбирают, в среднем, 10% пациентов, большинству же пациентов (порядка 90%) подбирают мягкие линзы.

Силикон-гидрогелевые линзы для дневного ношения назначают все чаще. В 6 странах, включая США, одному из трех первичных пациентов в случае подбора мягких линз подбирают силикон-гидрогелевые линзы.

Что касается дизайна линз, в 4 странах сферические МКЛ подбираются менее 50% пациентов (США, Германия, Норвегия и Новая Зеландия). В этих странах значительное число пациентов носит торические МКЛ. В первом приближении, процент подборов торических линз свидетельствует об общей зрелости национального рынка контактных линз: в России, Китае, Греции, Литве торику подбирают реже всего. Популярность ветных линз носит обратный характер: их чаще подбирают как раз в странах с «развивающимися рынками»: России, Китае, Литве, Колумбии.  Что интересно, средний возраст пациентов в странах, где подбирают самые простые МКЛ, минимален: в России, Китае и Литве пациентам около 26 лет.  В Англии, Германии, Дании, Австралии – едва ли не на 10 лет больше. Это косвенно свидетельствует о популярности более сложных дизайнов (в частности, пресбиопических линз) в развитых странах.

По срокам замены популярность линз в разных странах значительно отличается. Особенно это касается линз ежедневной замены. Лучше всего это видно на примере двух стран с наибольшим числом пользователей контактными линзами. В США лишь 1% первичных пользователей МКЛ подбирают однодневную линзу, в Японии – 41% пользователей.  Очень значительно число пользователей однодневными линзами в Великобритании (35%), Норвегии (48%), Дании (45%).

Традиционные контактные линзы используются все реже. В среднем, в мире линзы со сроками замены 3-12 месяцев назначают 17% первичных пациентов, выбирающих МКЛ. В США это всего 5%, в Англии – 1%, Японии – 0%, Норвегии – 2%, Канаде – 2%, Голландии – 6%, Италии – 6%. Так что высокий общий процент пользователей традиционными линзами обеспечен вкладом Китая (71%), России (36%), Колумбии (33%) и почему-то Германии (32%).

В России сегодня доступны практически все лучшие и самые известные в мире контактные линзы и средства ухода.

В чем мы отстаем от развитых стран? Во-первых, контактные линзы в России используются явно реже, чем в Европе или США. Существенно реже используются силикон-гидрогелевые линзы. Судя по полученным нами данным, более чем в 30% случаев для пролонгированного ношения используются обычные гидрогелевые линзы. Подборы сложных линз (торических и мультифокальных) непопулярны в России, хотя в развитых странах (Австралия, Канада, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Англия, США) каждому третьему пациенту подбирают торические линзы. Видимо, это огромный упущенный для нас потенциал.

Рост числа пользователей контактными линзами во всем мире – неоспоримый факт. Линзы стали гораздо безопаснее и комфортнее.

Источник: Вестник оптометрии, 2007, №1